callpoint

Главная » Статьи » EQ в журналах по бизнесу и менеджменту » Журнал "Кадровое дело"

Эмоциональный интеллект в управлении людьми
Есть проблемы?

Чтобы получить представление о том, насколько развит ваш эмоциональный интеллект, сделайте следующее. Для начала посчитайте количество удачных и неудачных попыток добиться поставленной цели и проанализируйте полученные результаты. Например, если, принимая людей на работу, вы приписываете им одни качества, а в процессе работы оказывается, что они обладают качествами прямо противоположными, или безрезультатно проводите совещание за совещанием, а "воз и ныне там", – вполне вероятно, у вас проблемы с эмоциональным интеллектом.

Для того чтобы целенаправленно развивать свой EQ, выясним точнее, что же это такое. Условно в этом понятии можно выделить четыре составляющие: понимание себя, понимание других людей, эффективное взаимодействие с другими, умение принимать решения.

Как понять себя, как понять другого?

Способность слышать и понимать собственные чувства, мысли, мотивы – базовая составляющая эмоционального интеллекта. Стратегически необходимо определить, в чем сила собственной личности, какие качества следует развивать, а какие просто принять как ограничения. Допустим, вы обладаете даром сопереживать людям. Не стоит воспринимать это как проявление слабости и стараться избавиться от лишней чувствительности. Руководитель, способный услышать подчиненного, обладает более широкими возможностями в проведении эффективной кадровой политики.

Понять другого человека – также непростая задача. Однако это краеугольный камень межличностного общения. Без него мы не сможем влиять на людей, сотрудничать с ними.

Вообразите, что у вас встреча с клиентом, сотрудником или просто знакомым. Попробуйте задать себе три вопроса и после встречи на них ответить. Первый вопрос: кто этот человек? Второй: что он говорит? И третий: зачем он это говорит? Это поможет лучше понимать других людей и развивать ваш эмоциональный интеллект. Итак, кто он? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся типологией личности Карла Юнга и охарактеризуем человека по четырем критериям.

Первый критерий: откуда человек черпает энергию – из внешнего мира или из своего внутреннего мира? В первом случае он экстраверт – общителен, открыто выражает свои эмоции, вначале действует, затем размышляет. Такой человек будет просто незаменим в работе, которая предполагает длительное общение с людьми. Во втором случае он интроверт, и тогда он скорее замкнут, сосредоточен, остро нуждается в личном пространстве. Для того чтобы работа этого сотрудника была эффективной, для него обязательно следует создать уютную камерную обстановку.

Второй критерий: как человек собирает информацию? И здесь можно также увидеть два типа. Сенсорный конкретен и практичен. Соответственно такому человеку нужны инструкции, он предпочитает решать практические вопросы. Интуитивный тип, напротив, учитывает перспективы, для него важны концептуальность, фантазия. Такому человеку нужно давать больше простора для проявления творческих способностей, и тогда отдача от его работы будет максимальной.

Человеку, мыслящему цифрами и фактами, поручайте аналитическую работу

Третий критерий: как люди решают проблемы? Опять выделим два противоположных типа – логический и этический. Логики принимают решения, руководствуясь логикой, законами, схемами. Они хороши в аналитической работе, в работе с цифрами и фактами. Этики же решают сердцем. Они, напротив, мало интересуются фактами и руководствуются преимущественно личным убеждением. Им нет равных в гуманитарных областях.

И наконец, четвертый критерий: как человек относится к жизни в целом? На этом основании всех людей можно разделить на решающих и воспринимающих. Человек решающий всегда ориентирован на результат. Он любит планировать, завершать дела . Для воспринимающего типа, напротив, важнее процесс, чем результат, он склонен к гибкому стилю жизни, предпочитая спонтанно возникающие события. И если первому можно поставить задачу и быть уверенным, что результат будет в срок, второго необходимо направлять на достижение конечной цели.

И хотя в нас присутствует каждое из этих качеств, всегда какое-то из них доминирует. И руководителю, который хочет, чтобы дело  было сделано эффективно, важно понять, что за человек его сотрудник, какие качества у него развитыв большей степени. Если он соотнесет их с теми требованиями, которые предъявляет данная работа, то приобретет успешного сотрудника.

Теперь, когда мы определились, кто стоит перед нами, следует понять, что говорит этот человек. Умение слушать – качество редкое, но для руководителя и HR-менеджера совершенно необходимое. Зачастую бывает так: сотрудник входит в кабинет руководителя, а тот продолжает смотреть в компьютер. "Говорите, говорите, я вас слушаю". В результате у сотрудника напрочь пропадает желание говорить.

Если засечь, сколько мы не прерывая слушаем своего собеседника, окажется, что многие из нас не могут вытерпеть даже и пяти минут. И это не удивительно: слушание – процесс активный и трудоемкий, требует концентрации внимания и напряжения. Но иногда стоит хотя бы немного сосредоточиться и понять, что пытается сказать нам другой человек.

Теперь нам предстоит ответить на такой вопрос – зачем человек это говорит, чего он от нас хочет? Представьте, два человека пришли в приемную к руководителю. Зачем? Один хочет утвердить свое "я", чтобы его заметили, повысили. Он намерен показать, что в деле  разбирается лучше других и готов занять освобождающуюся должность. Другому сотруднику важно наладить личный контакт с руководителем он продумал некий предлог, чтобы иметь возможность прийти к нему и еще раз убедиться в том, что у них нормальные отношения.

И руководителю, который хочет, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, а работа была эффективна, важно понимать, кому что надо и чем их можно мотивировать. Эмоциональный интеллект позволяет ему найти наилучшее применение потребностям и склонностям каждого из своих сотрудников.

Способность слышать и понимать собственные чувства, мысли, мотивы – базовая составляющая эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект позволяет найти наилучшее применение потребностям и склонностям каждого из сотрудников

Как эффективно взаимодействовать?

Руководитель и HR-менеджер компании общаются с окружающими в разных формах: выступления, совещания, переговоры, интервью и т. д. Для каждой из них существуют свои правила. Однако существуют общие базовые принципы эффективного взаимодействия с людьми.
Взаимодействуют всегда по крайней мере два человека (я, другой), между которыми устанавливается некий контакт. Идеал этого контакта – диалог. Поговорим обо всех трех элементах этой системы: я, другой, диалог.

Я. Каждый из нас имеет право на защиту своих интересов и границ личного пространства. Каждый вправе не соответствовать ожиданиям окружающих, иметь собственное мнение и его высказывать. То есть имеет право оставаться самим собой.

Другой. Наше взаимодействие с другим человеком может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если мы понимаем, что он тоже имеет свои права. И первое из них – право быть непохожим на нас, иметь иные желания, взгляды.

Человек не обязан отвечать искренностью на искренность, честностью на честность, быть добрым, понимающим и т. д. Так, при деловом контакте у другой стороны всегда есть своя собственная цель, отличная от нашей. И только поняв и по возможности скорректировав изначально разные цели, мы можем добиться общего результата.

Диалог. Важно осознавать, что ты имеешь дело  с человеком, у которого есть своя собственная установка. Однако при определенных условиях он может стать твоим союзником. Например, у многих руководителей подспудно существует представление, что сотрудники – как бы их крепостные, которые, раз им платят, должны безоговорочно выполнять все их требования. Но можно взглянуть на это дело  иначе. Принять, что мой сотрудник – такой же инвестор, как и я. Он также вкладывает в дело  свой профессионализм, время, здоровье и т. д. Просто инвестиции у нас разные, соответственно и разные дивиденды. Такое понимание выводит отношения на новый уровень, в котором у каждой стороны есть возможность выражать свое "я" на благо общего дела .

Конечно, в жизни бывают ситуации, когда надо просто дать указание и необходимо, чтобы сотрудник его быстро выполнил, не рассуждая и не раздумывая. Но чем сложнее деловая задача, тем важнее вести реальный диалог и тем большая ответственность и самостоятельность требуется от обеих сторон.

Эффективный человек четко представляет, по каким критериям он делает тот или иной выбор.

Радислав Гандапас, бизнес-тренер, руководитель Академии ораторского искусства:

– Эмоциональный интеллект человека ярко проявляется во время его выступления перед аудиторией. Приведу пример. Как-то мне довелось быть участником конференции по проблемам развития современного бизнеса. В качестве выступающих пригласили двух известных экономистов. Каждого из них оповестили о том, что в зале будут присутствовать ученые мужи – доктора и кандидаты наук. Докладчики, ориентируясь на публику, подготовили для изложения серьезные научные монографии, написанные строгим "кабинетным" языком.

Однако произошла накладка, и вместо седовласых ученых докладчиков встретили только что начинающие свою карьеру молодые менеджеры. Первый выступающий добросовестно прочитал заранее подготовленный материал и сошел с трибуны под громкие возгласы возмущения уставших от часовой "пытки" молодых людей. Второй же, на ходу перестраивая весь план выступления, произнес яркую эмоциональную речь. Его выступление искрилось наглядными примерами, шутками и каламбурами. Публика была буквально покорена обаянием и молодым задором седовласого профессора.

Быстро адаптироваться в неожиданной обстановке, почувствовать настроение слушателей, угадать, что им интересно, а что нет, может только обладатель хорошо развитого эмоционального интеллекта.

Как эффективно принимать решения?

Нам постоянно приходится что-то выбирать. В том, как люди принимают решения, их эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко. Именно здесь проходит "водораздел" между теми, кто добивается успеха, и теми, кто оказывается в проигрыше. Назовем их условно эффективными и неэффективными людьми.
Эффективный человек способен четко осознать, что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать. Предположим, у компании недостаточная прибыль. Эффективный руководитель понимает, что надо исправлять положение, и увидит несколько путей: например, вложить деньги в реорганизацию производства (тем самым улучшить качество продукта) или же вложить средства в рекламу. А неэффективный руководитель вообще не осознает, что проблему надо решать, сваливая все свои неудачи либо на ситуацию на рынке, либо на нерадивых менеджеров.

Эффективные люди всегда стараются мыслить реально. Прежде чем принимать решение, они должны увидеть максимально объективную картину. Для неэффективных людей, наоборот, "посмотреть правде в глаза" – почти непосильная задача. Сталкиваясь с реальностью, которая их не устраивает, они тут же начинают громоздить "заборы" из своих психологических защит.

Эффективный человек четко представляет, по каким критериям он делает тот или иной выбор. Каждый раз, когда мы принимаем решение, мы опираемся либо на наши желания ("хочу"), либо на наши возможности ("могу"), либо на объективные потребности внешней среды ("надо"). Эти три важнейших фактора условно можно назвать треугольником стратегического самоопределения. При выборе всегда что-то является основным, а что-то второстепенным.

Людей с эмоциональным интеллектом отличает ясность мышления, четкость и скорость принятия решений

Однако ведущий критерий обязательно соответствует некой общей цели, миссии, стратегии личности – тогда многие решения принимаются гораздо быстрее, на автомате. Например, если руководитель решил для себя не участвовать в определенном проекте, то, какие бы предложения ему в связи с этим ни поступали, он их вообще не будет рассматривать – это не вписывается в его стратегию.

Когда решение почти принято, наступает этап финальных сомнений. У людей, обладающих высоким эмоциональным интеллектом, этот этап достаточно короткий. Решение эффективного человека представляет собой некий сплав эмоции с анализом. Он не только умом понимает, но и чувствует, как нужно поступить. Неэффективные люди, наоборот, даже не успев принять решение, тут же начинают тосковать по утраченным возможностям, и это сковывает их по рукам и ногам.
В отличие от большинства людей, которые принимают решения, а потом их без конца меняют, человек дела  обладает уникальной способностью к принятию безальтернативных решений. Пока решение не выработано, он открыт для диалога, но как только решение созрело, оно больше не обсуждается, так как все внимание сосредоточено на его реализации.


Источник: http://www.kdelo.ru/
Категория: Журнал "Кадровое дело" | Добавил: Admin (18.04.2013) | Автор: Мелия Марина
Просмотров: 1195 | Теги: эмоциональный интеллект оратора, эмоциональный интеллект руководител, управление подчиненными | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Логин:
Пароль:



Меню сайта

Рассылка

Важное


EQ-rating.ru - эмоциональный интеллект для бизнеса © 2008-2014