callpoint

Главная » Статьи » EQ в журналах по бизнесу и менеджменту » Журнал "Кадровое дело"

Пряник без кнута, или Управляем персоналом с помощью надежды
Управление персоналом с помощью надежды, ее составляющие. Как измерить веру сотрудников в будущее компании? Мнения иностранных специалистов о том, что такое надежда. Качества лидеров, управляющих с помощью надежды. Способы, помогающие руководителю поддерживать в себе оптимизм.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему коллеги или подчиненные работают вяло, неэффективно? Почему в личном разговоре с вами они проявляют подавленность, нервозность, а в глазах уже давно нет блеска и интереса? Ответы на эти и другие вопросы найдены американскими бизнес-консультантами Барбарой ПЕРРИ и Гарри ХАТСОНОМ, которые предлагают использовать надежду как метод управления сотрудниками и предупреждения негатива в коллективе.

Новое средство мотивации

К идее использовать надежду в качестве инструмента управления персоналом постепенно приходит все большее количество исследователей, а практики только подтверждают теоретические выкладки ученых своим опытом. И это не случайно. Надежда – это универсальное средство мотивации человека, которое не требует от руководителя материальных затрат, не провоцирует болезненные разговоры о зарплате и социальном пакете. От руководителя требуется только душевное усилие стать проповедником оптимизма, вселять надежду в своих сотрудников на светлое будущее даже в условиях любых неурядиц.

Казалось бы, все так просто: управляй с надеждой, говори, что все будет хорошо и впереди только позитив, но нет, такие установки не работают. Каждый день мы снова видим те же унылые лица сотрудников, вымученные улыбки, потухший взор. Раскроем главный секрет эффективного лидера. Надежда помогает тогда, когда мы не просто говорим, что все наладится, а своим образом жизни, активностью, целеустремленностью вселяем веру в будущее, заряжаем позитивной энергией, при этом не утаивая реальной ситуации и придавая смысл выполняемой работе. Таким образом, спутниками надежды, усиливающими ее воздействие, становятся вера, энергия, реалистичность и смысл.

И если руководитель организации использует надежду как инструмент управления, то эффект будет виден сразу. Пройдитесь по коридорам такой компании и вы увидите улыбающихся людей с легкой походкой; прислушайтесь к их разговорам и вы найдете в них жизнеутверждающее начало; посмотрите, как сотрудники работают, и вы убедитесь, что производительность высокая, а взаимоотношения между коллегами дружеские.

Как увидеть надежду?

Узнать о том, есть ли у ваших сотрудников вера в будущее и как обстоят дела с надеждой нетрудно. Мы уже говорили, что достаточно наблюдения: пройтись по офису и немного понаблюдать за людьми. Надежда не просто эфемерное и духовное качество, это признак здорового климата в компании, инструмент управления. Поэтому чтобы «пощупать» надежду, прибегните к анализу ее составляющих. Они более наглядны, осязаемы. Это возможность (как осознание достижимости поставленной цели), сопричастность (как элемент коллективного сознания всех сотрудников компании), значимость (как умение видеть положительный результат), открытость (доступность, желание общаться у сотрудников), сотрудничество (возможность работать сообща). Для этого послушайте, как и о чем говорят сотрудники. Если они утверждают, что перед ними поставлены реальные задачи, они разделяют политику компании, осознают значимость своей работы, у них все по-честному, и они сообща решают проблемы, то надежда явно присутствует в компании и вдохновляет персонал на новые трудовые подвиги.

А можно использовать групповой опрос: просто попросите сотрудников отметить на шкале степень их веры и надежды. Проводите несколько раз, например, в течение года, эту методику, и вы узнаете, как обстоят дела в вашей компании. Не забывайте потом поинтересоваться, почему сотрудники в процессе коллективного обсуждения выбрали ту или иную позицию на шкале. Пусть расскажут, на какой, по их мнению, стадии развития находятся возможность, сопричастность, значимость, открытость и сотрудничество в вашей организации (составляющие надежды). Если «уровень» небольшой, надо срочно принимать меры. И в этом деле первую скрипку играет лидер коллектива. Именно он должен стать маяком, лучом света и воодушевить всех. А как?

Шкала надежды

С блеском в глазах и оптимизмом в душе

Как показывают исследования, лидерам, управляющим с помощью надежды, присущи четыре важных качества. Это оптимизм, естественность, альтруизм и упорство. Поясним на примерах.

Лидер-оптимист не только надеется и верит, но и умеет транслировать, заражать этой положительной энергией других. Его речь изобилует примерами людей, которые боролись с превратностями судьбы несмотря ни на что, рассказами в таком же духе. Это могут быть как жизненные истории о людях, которые справились с трудностями, болезнями, так и притчи, поучительные сказки, например, про двух лягушек, которые попали в крынку с молоком, – все они помогают воодушевить, вселить надежду.

Лидер, умеющий быть естественным, удивительным образом сочетает корпоративные и личные семейные ценности, он не притворяется, искренен в своих поступках. Лидер открыт для общения и откровенно проявляет свои положительные эмоции и чувства. Слово «естественность» здесь означает «подлинность», «прирожденность», поэтому о таком руководителе говорят, что он настоящий лидер, человек, заслуживающий доверия. У такого человека слова не расходятся с делом, и он умеет подчеркивать сильные стороны своих сотрудников.

Лидер-альтруист заботится об окружающих его сотрудниках, организует совместную работу по достижению общей цели. При этом его деятельность не сводится к личному обогащению и удовлетворению честолюбия. Однако реализацию своих честолюбивых замыслов он связывает с организацией, а не с личными амбициями и устремлениями. То есть он самоутверждается, когда процветает организация и все сотрудники довольны и счастливы.

Лидер-боец обладает отвагой и упорством в достижении поставленной цели. Он умеет брать на себя ответственность и знает, как самому не потерять надежду в сложных ситуациях. Такой лидер умеет много и упорно работать, ведь им движет цель. Этому он обучает и своих сотрудников. Это смелый человек, так как он не позволяет себе быть слабым и мужественно борется со всеми превратностями судьбы. Его надежда побуждает к действию.

Как стать эффективным управленцем?

Научиться надежде нельзя, так как это не навык и не знание. Это ценность, с которой живут, она заряжает энергией и побуждает к действиям. Надежда есть в нас всегда. Только одни умеют услышать ее голос и усилить его, а другие, наоборот, заглушают, разрешают своим негативным качествам проявиться. Как лидеру пробудить надежду в сотрудниках?

Для этого надо уметь слушать, слышать и отвечать. Это не просто слова. Лидеры, управляющие с помощью надежды, умеют создавать условия, при которых как сотрудник, так и целая команда могут открыто обсуждать что-либо, плодотворно сотрудничать. На совещаниях у таких руководителей царит атмосфера открытости и активного участия присутствующих. Все сотрудники участвуют в стратегическом планировании, чтобы они задумывались о будущем и связывали его с компанией. Все высказанные идеи рассматриваются, а не исчезают в никуда. А чтобы разрушать представление о том, что «добраться до вершин невозможно», лидеры, управляющие с помощью надежды, устраивают встречи с сотрудниками более низкого уровня (в иерархии компании) за круглым столом.

Другим приемом в общении с сотрудниками являются поучительные истории, содержащие примеры, опыт решения той или иной проблемы, принадлежащий сотруднику компании, известному человеку. Эмоции, вызванные такой историей, облегчают усвоение и запоминание. Еще один прием – это организация групп сотрудничества, то есть людей, объединенных общностью цели, где каждый может высказаться, поучиться друг у друга. Такие общества усиливают надежду.

Лидеры, управляющие с надеждой, умеют деликатно оценивать работу сотрудников. Они в меньшей степени ориентированы на результат, им также важен и процесс его достижения. При этом выявленные недостатки рассматриваются не как катастрофа для сотрудника, а как шанс научиться чему-то. Оценка без поиска виноватых укрепляет надежду.

Лидер: помоги себе сам

Вселяя надежду в других людей, лидеру не стоит забывать и о себе. Так как его труд – управлять с помощью надежды – изнуряющий и потребует от него значительных душевных и физических сил. При этом он сам является идейным вдохновителем и должен излучать оптимизм и веру в будущее даже в трудных ситуациях.

Поэтому руководителю очень важно внимательно относиться к своей внутренней жизни и заниматься вдумчивым самоанализом. А также в случае экстренных ситуаций, когда надежду сложно разглядеть, использовать методы оказания себе «первой помощи». К ним можно отнести следующие методы.

Коучинг. Главное, чтобы с лидером был человек, которому он доверяет, кто честен с ним и принимает его интересы близко к сердцу. Задача коуча – задать тот вопрос, который стимулирует поиски, открытия, действия. Скорее всего, лидеру будут заданы такие вопросы:

Каким вы себе представляете успех, к которому стремитесь?
Какие позитивные и негативные стороны этого дела вы сейчас видите?
Какие качества вам помогают достичь желаемого?

Коуч для лидера, управляющего с помощью надежды, сродни советчику, который помогает взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, позволяет увидеть еще один вариант решения проблемы. А значит вновь увидеть, казалось бы, исчезающую надежду.

Общение с коллегами, друзьями, семьей. Лидеру, управляющему с помощью надежды, очень важно окружать себя «правильными» людьми, разделяющими его ценности и идеалы. Он старается общаться с теми, кто вдохновляет, поддерживает, помогает. Как правило, руководители стараются избегать людей, склонных к консерватизму и негативу. Во многом бороться с трудностями помогает поддержка близких друзей, родных.

Внимание к своим потребностям. Иногда даже лидеру нужно остановиться и подумать, прислушаться к себе и своим потребностям. Каждый ищет то средство релаксации и вдохновения, которое подходит именно ему. Для одного это йога, для другого – юмор и возможность посмеяться, для третьего – занятия спортом и хобби, некоторым просто требуется отдых. Но при этом нужно помнить, что изоляция от людей – первейший враг надежды.

Управление с помощью надежды не новый способ менеджмента. Наиболее успешные лидеры давно уже взяли его на вооружение, их компании процветают, клиенты рады работать с ними, а сотрудники излучают оптимизм и готовы работать на полную мощность. Ведь всеми ими движет надежда. А значит, все будет хорошо!


Источник: http://www.kdelo.ru/
Категория: Журнал "Кадровое дело" | Добавил: Admin (18.04.2013) | Автор: Галина Ускова
Просмотров: 1200 | Теги: эмоциональный интеллект, руководитель, лидер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Логин:
Пароль:



Меню сайта

Рассылка

Важное


EQ-rating.ru - эмоциональный интеллект для бизнеса © 2008-2014