callpoint

Главная » Статьи » EQ в журналах по бизнесу и менеджменту » Журнал "КомпаньоН"

Менеджмент на эмоциях
Почему часто далеко не самые умные люди достигают вершин успеха, а некоторые почти гении влекут жалкое существование? Успех человека в значительной мере зависит от его эмоционального интеллекта.

Исследования зарубежных ученых уже давно доказали, что высокий уровень общего интеллекта (IQ) не гарантирует его обладателю успеха в карьере или счастья в личной жизни. Несмотря на то что наша культура до сих пор сконцентрирована на получении академических знаний и совершенно игнорирует эмоциональный интеллект (EQ), именно от него зависит успех каждого топ-менеджера в бизнесе.

Факты подтверждают, что эмоционально адаптированные люди – те, кто хорошо справляются со своими чувствами и понимают чужие, – имеют преимущества во всех сферах, где важно быстро разобраться в негласных правилах, будь то романтические отношения, политика или бизнес. Они подключают к разуму эмоции, используя его эффективнее. Люди, которые не могут упорядочить свою эмоциональную жизнь, постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы, что мешает им сконцентрироваться на работе и ясно мыслить.

Если IQ уже имеет столетнюю историю исследований, то способ измерения EQ до сих пор не найден. Более того, эксперты и сейчас расходятся во мнениях, давая определение эмоциональному интеллекту.

Приведем наиболее общую формулировку: EQ – способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. В этом случае IQ – это система познавательных способностей (ощущения, восприятие, память, мышление, все умственные знания и умения).

В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень EQ зависит от усилий самого человека. Развитие эмоционального интеллекта – сложная работа, но именно она повышает личную эффективность. EQ позволяет, например, в потоке негативных эмоций увидеть причину негатива, причину этой причины и т. д., после чего трезво оценить ситуацию и разумно на нее отреагировать.

Эмоции как ресурс лидера

В Украине тема эмоционального интеллекта, как и другие модные западные идеи и теории, пока находит отклик только в бизнес-кругах. Топ-менеджмент постепенно осознает, что для эффективного управления сотрудниками и компанией в целом необходимо совмещать умственное развитие и накопление эмоционального потенциала. Однако среди бизнес-консультантов в нашей стране пока нет активных популяризаторов идеи эмоционального лидерства. Поэтому для эффективного изучения и внедрения в работу новых подходов зачастую приходится прибегать к помощи зарубежных коллег.

В интервью «&» Татьяна Громова, российский тренер-консультант по развитию управленческих компетенций, объяснила, почему тема эмоционального интеллекта тесно связана с темой лидерства.

– Дело в том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом, и именно это позволяет им вести за собой последователей, указывая цели, прокладывая пути и воодушевляя. EQ позволяет понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними, принимать решения и действенно управлять на основе системного использования сигналов эмоциональной сферы.

Основная задача лидера состоит в том, чтобы вдохновлять, воодушевлять людей, зажигать сердца, побуждать к активным действиям, пробуждать азарт и поддерживать преданность делу. Выполнить эту задачу удается только в том случае, если лидер может пробудить необходимые чувства и эмоции у коллектива, направить их в нужное русло, создать благоприятный эмоциональный климат, который будет способствовать максимальной эффективности каждого человека. Именно поэтому в основе эмоционального лидерства лежит эмоциональный интеллект, умение управлять собой и отношениями с другими людьми.

Дэниэл Гоулман верно подметил: гениальное лидерство затрагивает наши эмоции. Не случайно интерес к теме эмоционального интеллекта стремительно нарастает во всем мире. Давайте сравним: в начале 1990-х словосочетание «эмоциональный интеллект» впервые появилось в научной статье Питера Салоуэйа, а уже в 2007 г., по данным сайта EQToday, в Интернете можно было найти 486 тыс. веб-страниц, посвященных этому понятию. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что без эмоционального интеллекта эффективное лидерство невозможно.

Без эмоциональной составляющей менеджмент не может быть успешным?
Безусловно, может. Вопрос только, в какой степени и на какую перспективу – краткосрочную либо долгосрочную. Гоулман в своей книге приводит данные исследований Гарвардского университета, которые просто ошеломляют: успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими навыками, знаниями и интеллектуальными способностями (то есть IQ человека), а на 67% – эмоциональной компетентностью (EQ). Причем для руководителей эти цифры различаются еще сильнее: только 15% успеха определяется IQ, а остальные 85% – EQ.

Каким образом это влияет на эффективность компании?
Тот же Гоулман утверждает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от действий одного человека – лидера. При этом только один отдельно взятый организационный климат – эмоционально окрашенное отношение людей к работе – способен объяснить 20-30% различий в производительности труда. Именно эмоциональное состояние руководителя реально влияет на психологический климат в коллективе и тем самым на эффективность работы сотрудников.

В краткосрочной перспективе систематическое применение исключительно инструментов оперативного менеджмента, конечно, тоже способно обеспечить эффективность управления. Однако, работая на долгосрочную перспективу, без воздействия на мотивационную и эмоциональную составляющие трудовой деятельности людей не обойтись.

Четыре уровня EQ

Бизнес и эмоции, интеллект и эмоции. В чем залог успешного сочетания этих понятий?
Как показали многочисленные исследования, между коэффициентом интеллекта человека и его успехами нет прямой связи. Успех человека, умение строить социальные связи и достигать поставленных целей напрямую зависят от его эмоционального интеллекта. Сегодня успешные люди берут в союзники не только логику, но и эмоции. Модное понятие «бизнес-интуиция» основано в первую очередь на анализе эмоциональной информации, которая точнее и обширнее логической. «Эмоциональный мозг» работает в десятки тысяч раз быстрее, чем неокортекс (области коры головного мозга, отвечающие за высшие нервные функции), и успевает обработать гораздо больше информации.

У EQ есть несколько уровней. Первый – осознание своих эмоций, умение определить, какую эмоцию испытываешь в данный момент, определить, из каких базовых эмоций состоит переживаемая сложная эмоция. Второй уровень – умение управлять собственными эмоциями, определять источник и причину их возникновения, степень полезности, изменять интенсивность эмоций, заменять их на другие. Третий – осознание эмоций других людей, определение эмоциональных состояний по вербальным и невербальным признакам. Четвертый – управление эмоциями других людей, целенаправленное воздействие на их эмоции. Вот и получается, что эмоциональный интеллект – это самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями.

Чем отличается лидер с высоким уровнем EQ от просто хорошего оратора?
Просто хороший оратор – лидер-тактик, он умеет вызывать у слушателей необходимые чувства и эмоции на непродолжительное время. А лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта – не только тактик, но и стратег, который может управлять эмоциональным состоянием своим и сотрудников в течение длительного периода времени.

Проявление эмоций может сыграть как в пользу, так и во вред. Где находится грань, которую нельзя переступать?
Давайте проведем для начала грань между негативными и позитивными эмоциями. Негативные эмоции, особенно раздражение, беспокойство, серьезно влияют на эффективность выполнения поставленных задач, огорчение ослабляет умственные способности. Интересна и такая закономерность: на каждый процент улучшения рабочей атмосферы приходится 2% роста дохода. Так что водораздел с точки зрения пользы и вреда в первую очередь проходит между негативными и позитивными эмоциями. В то же время нам надо помнить о законе маятника, согласно которому эмоции, достигнув пика, скатываются вниз. Так, после эйфории неизбежно наступает стадия депрессии, бурная радость сменяется усталостью и опустошенностью. Видимо, правило золотой середины справедливо и по отношению к нашим эмоциям.

Что значит для компании стать на путь эмоционального лидерства?
Создавать гармоничную, эффективную организационную культуру, основанную на принципах эмоционального интеллекта. Для этого прежде всего необходимо выявить и использовать эмоциональные установки коллектива, нарисовать образ будущего, который вызовет у сотрудников живой отклик, внедрить нормы, поощряющие формирование в коллективе дружественной атмосферы и постоянно сохранять эмоциональный заряд, направляя его энергию на повышение эффективности бизнеса.

Эмоциональный менеджмент

В каких сферах бизнеса особо актуально развитие эмоционального интеллекта сотрудников?
В первую очередь в продажах, особенно дорогих, элитных товаров и услуг. Согласно исследованиям Forum Corporation, 70% причин потери покупателей связаны с эмоциями и только 30% обусловлены качеством товаров. Не случайно современные тенденции маркетинга связаны с управлением впечатлениями, эмоциями и чувствами покупателей. Также развитие эмоциональной компетентности важно для компаний, внедряющих сервисную культуру и клиентоориентированный подход, для занимающихся креативными разработками и просто компаний, переживающих период бурного роста и развития. Проще сказать, для каких компаний развитие эмоционального интеллекта неактуально – для тех, которые в ближайшем будущем планируют уйти с рынка, либо предприятий-монополистов, диктующих рынку свои условия.

В современном мире уже можно говорить, что эмоциональные ресурсы организации так же важны и значимы, как и другие виды ресурсов. Есть даже такое понятие, как «эмоциональный менеджмент» – управление эмоциональными ресурсами компании с целью повышения эффективности бизнеса. Именно поэтому все большее количество компаний включают в программы развития компетенций сотрудников курсы по развитию эмоциональной компетентности. Ключевым для этих организаций уже не будет вопрос, что это такое и для чего это необходимо компании, а скорее, как это лучше всего развивать?

Эмоциональное лидерство подразумевает наличие определенных черт характера (умение слушать, сопереживать, понимать). Если они не присущи руководителю от природы, как он может этому научиться в течение одного-двух тренингов?
Никак. За один-два тренинга научиться этому невозможно. Однако можно осознать необходимость развития у себя эмоционального интеллекта и сделать первые шаги на пути управления своими эмоциями и понимания эмоций других людей. По большому счету, эмоциональный интеллект развивается на протяжении всей жизни человека, и это очень тяжелая работа.

Нам всем нужно учиться использовать эмоции в коммуникации для повышения эффективности бизнеса. Но следует быть готовыми к тому, что процесс развития эмоционального интеллекта сложный и длительный, так как он затрагивает не только неокортекс, но и глубинные мозговые центры. При этом важно помнить, что даже небольшой прогресс в области развития эмоционального интеллекта способен существенным образом изменить нашу жизнь: сделать ее полнее, ярче, проактивнее и гармоничнее.

Что ищут топ-менеджеры на тренингах по эмоциональному лидерству? Какова их мотивация?
В настоящее время лидеры различных компаний сталкиваются с задачами повышения эффективности компании в жесткой конкурентной среде, внедрения изменений и преобразований, и все это на фоне резкого ускорения темпов деловой жизни.

В таких условиях значение эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства стремительно возрастает, поскольку все указанные процессы связаны с колоссальным количеством как позитивных, так и негативных эмоций. Умение направить их в правильное русло, вызвать у людей доверие, воодушевление и энтузиазм в этих условиях превращается в реальное конкурентное преимущество самого лидера и возглавляемой им компании.

К тому же изучаемые на тренингах по эмоциональному лидерству законы психической жизни человека, стадии эмоциональных состояний в различных ситуациях оказываются полезными и востребованными и за рамками рабочей деятельности менеджеров, позволяя сделать жизнь более гармоничной и сбалансированной.

Хотелось бы вспомнить байку о том, как к знаменитому ученому Нильсу Бору приехал его старый друг, увидев над дверью подкову, он спросил, для чего тот ее повесил. «Знаете, люди говорят, что подкова приносит удачу», – ответил Бор. «Послушайте, неужели вы, знаменитый ученый-материалист, верите в это?» – удивился друг. «Конечно, не верю, – продолжил г-н Бор. – Однако люди говорят, что, независимо от того, верю я или нет, подкова приносит удачу!»

Верим мы или не верим, но эмоциональный интеллект – реальность, с которой не поспоришь. Вопрос в том, сможем ли мы целенаправленно использовать этот мощнейший ресурс, данный человечеству природой. 

История вопроса

Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1993 г. Американские психологи Питер Салоуей и Джон Майе обосновали концепцию EQ в совместной научной работе «The intelligence of emotional intelligence», рассчитанной на узкий круг специалистов. В книге указывалось, что эмоциональный интеллект – такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы различать их и применять данную информацию для управления собственным мышлением и действиями. Авторы утверждали, что люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей. Ученые хотели донести мысль о том, что эмоции и интеллект, до этого времени всегда противопоставляющиеся, на самом деле тесно взаимосвязаны. Успех человека практически во всех сферах его деятельности напрямую зависит от их удачного взаимодействия.
За популяризацию идеи эмоционального интеллекта взялся еще один психолог – Дэниэл Гоулмен. В 1995 г. вышел его первый бестселлер «Emotional Intelligence», в котором он развил идеи предшественников, изложив их доступным языком. Основная мысль, которую Гоулмен несет в массы: эмоциональный интеллект – это другой путь быть умным. EQ, по его мнению, один из видов интеллекта, который может помочь человеку в самых различных сферах жизни. Психолог выделил несколько его составляющих: самосознание (self-awareness), самоконтроль (self-management), эмпатия (empathy) и навыки отношений (relationship skills).


Источник: http://www.companion.ua/
Категория: Журнал "КомпаньоН" | Добавил: Admin (24.04.2013) | Автор: Ирина Лепкина
Просмотров: 2455 | Комментарии: 1 | Теги: эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект руководител | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Логин:
Пароль:



Меню сайта

Рассылка

Важное


EQ-rating.ru - эмоциональный интеллект для бизнеса © 2008-2014