callpoint

Главная » Статьи » EQ в журналах с научным уклоном » ЦДО "Элитариум"

Стимулы среды: как материальное окружение влияет на личность
Человек живет в искусственной, им же созданной среде. Большие и малые поселения, жилища, мебель, техника, практически весь окружающий материальный мир — это та реальность, которая формирует человека. Анализ среды позволяет по-новому взглянуть на процессы восприятия и механизмы, объясняющие поведение людей в реальном мире. Качество среды (пространство, материалы, формы, свет и пр.) оказывает влияние как на поведение, так и на сущность человека. Рассмотрим основные направления психологии жизненного пространства на сегодняшний день.

Человек живет в искусственной, им же созданной среде. Большие и малые поселения, жилища, мебель, техника, практически весь окружающий материальный мир — это та реальность, которая формирует человека. До недавнего времени классическая психология практически не занималась исследованиями воздействия среды. Отчасти это было связано с объективными трудностями, которые препятствуют изучению среды:

- само воздействие среды переживается и осознается только в первое время, когда среда воспринимается как новая, дальше человек адаптируется к ней, привыкает и практически не замечает. Однако на бессознательном уровне она продолжает воздействовать. Как плохо пригнанная обувь после длительного ношения деформирует ногу, так и неудачно спроектированная среда создает телесный дискомфорт;
- эффект влияния среды становится ощутимым после длительного пребывания в ней;
- испытуемый и наблюдатель находятся в одних и тех же средовых условиях. Наблюдатель не может посмотреть на среду со стороны, и вследствие этого у него отсутствует возможность выработки объективных критериев оценки среды.

Анализ среды человека позволяет по-новому взглянуть на процессы восприятия и механизмы, объясняющие поведение людей в реальном мире. Качество среды (пространство, материалы, формы, свет и пр.) оказывает влияние как на поведение, так и на сущность человека. Рассмотрим основные направления психологии жизненного пространства на сегодняшний день.

1. Пространство

Пространство жилища может отличаться по размерам, форме, быть высоким или низким, сложным или простым. Но так было не всегда. Бруно Зеви (Zevi В., 1978) считает, что примитивный человек боялся внутреннего пространства. В древних строениях не было окон, свет проникал сверху, и пространство как бы вытеснялось огромными колоннами. «Бесконечные подземные тоннели были вырыты под статичными, театрально-монументальными архитектурными сооружениями древнего Рима». Лишь постепенно человек научился включать внешнее пространство во внутреннее. Идея перетекания внутреннего и внешнего была полностью реализована в готическом соборе.

Согласно теории сенсорно-тонического поля восприятия, каждое пространство обладает своим тоном, звучанием и ему соответствует распределение мышечного тонуса организма. С точки зрения психологии наиболее благоприятным для человека является пространство, выполненное в пропорциях золотого сечения, поскольку оно созвучно пропорциям человека. В этом случае есть гармония, соответствие между внутренним тоном человека и тоном звучания пространства. Модулем при строительстве многих архитектурных сооружений со времен античности являются именно пропорции золотого сечения.

При вытянутом вверх пространстве человек чувствует себя подвешенным и теряет чувство опоры. При широком и низком пространстве возникает ощущение ограниченности движения, масса сверху как бы придавливает человека, вызывая тревогу. Квадратная форма создает ощущение статичности, неподвижности, а круглая — неустойчивости, изменчивости, дискомфорта, так как нет точки опоры, к которой можно было бы привязаться, чтобы точно определиться в своем местонахождении.

Об особенностях переживания личного пространства рассказано в работе Л. А. Китаева-Смыка. В эксперименте, который он проводил, испытуемые жили вдвоем, около месяца в небольшой кабине внутри вращающейся центрифуги. По правилам испытаний они общались только между собой. В условиях стресса пространство приобрело особое значение для испытуемых. Один из участников эксперимента, описывая свое состояние в центрифуге, утверждал, что у него возникало совершенно четкое ощущение, что пространство в кабине отличается по степени безопасности. Он выделил следующие зоны:

- зона неприкосновенности (где находились его кушетка и шкафчик для вещей);
- укромное убежище (испытуемый обнаружил, что если залезть в шкафчик для одежды, то каким-то образом снимается часть стресса);
- зона контроля, где он чувствовал себя более комфортно.

Результаты, описанные автором, можно рассматривать как модель запроса на личное пространство. У каждого человека должно быть укромное убежище, где он может спрятаться от стрессов, зона неприкосновенности — пространство, которое является его собственностью, и никто не имеет на него права. Зона контроля, где его права пересекаются с правами других, но его роль доминирующая.

Форма пространства задается также особенностями проемов и линий потолка. Прямоугольный или закругленный проем различаются по эмоциональному воздействию, мягкая линия не столь агрессивна, как жесткий угол. Прямые линии потолка параллельно полу привычны для нас, скошенный потолок в мансарде может привести к перекосу в сенсорно-тоническом поле восприятия человека.

2. Цвет

Большинство работ по воздействию на человека цвета опирается на восьмицветный тест Люшера и использует заданные им образцы цвета. Вплоть до начала XIV века (Миронова Л. Н., 1993) применение цвета в жизненном пространстве определялось исключительно его семантикой, заданной в культуре. Теперь основном рассматриваются психофизиологические особенности воздействия цвета. Выделяют следующие группы цветов:

- стимулирующие цвета (теплые): спектр от красного до желтого;
- дезинтегрирующие цвета (холодные): спектр от фиолетового до сине-зеленого;
- статичные цвета (уравновешивающие): спектр зеленый, желто-зеленый, оливковый;
- пастельные цвета (мягкие) малонасыщенные: салатовый, серо-голубой, лиловый;
- подавляющие цвета (угнетающие): черный.

Теплые и холодные цвета противоположны по своему воздействию. Теплые повышают давление, мускульное напряжение, учащают пульс, дыхание, увеличивают скорость движения, вызывают беспокойство. Холодные цвета понижают давление, уменьшают частоту дыхания, снимают напряжение, при длительном воздействии вызывают печаль, усталость, утомление. Статичные цвета уравновешивают, способствуют релаксации, благоприятствуют концентрации внимания. Пастельные тона ассоциируются с нежностью, сдержанностью, скромностью. Насыщенный черный вызывает тоску, страх, угрюмость.

Правильно используя цвет в интерьере, можно создать благоприятные условия для работы и отдыха. Желтый цвет активирует левое полушарие, способствует логическому мышлению, стимулирует общение, создает ощущение тепла, субъективно приближает предметы, уменьшает их вес, ускоряет время, ассоциируется с вкусовыми ощущениями. Фиолетовый активирует правое полушарие, обостряет обоняние, пробуждает интуитивное мышление. Сиреневый способствует эстетическому восприятию мира. Зеленый цвет хорошо действует на зрение, способствует концентрации внимания. Красный цвет снижает депрессию, повышает сексуальность, активирует осязание, дает ощущение полноты жизни и укрепляет волю, повышает аппетит. Синий и голубой удаляют предметы, снижают ощущение времени, успокаивают, но могут вызвать печаль.

В современном дизайне помещения все больше внимания уделяется нейтральным пастельным тонам. На нейтральном фоне лучше смотрятся любые предметы интерьера. Насыщенный цветовой фон стирает границы между объектами восприятия и поверхностями, они теряют выразительность.

3. Звук в жизненном пространстве

Все объемы имеют некоторое звучание. Если бы был стетоскоп, который можно было приставить к помещению, то мы бы услышали и его звук. Это звучание слагается из внутреннего звучания самого пространства и отраженного звучания внешних звуков. Звучат и все органы человеческого тела. В этой какофонии звуков могут быть резонансы и диссонансы. Общеизвестно, что определенным акустическим воздействием можно изменить функциональное состояние мозга и всего организма.

К числу вредных акустических шумов можно отнести флаттер, или «порхающее эхо». Эффект флаттера выглядит следующим образом: отрывистый резкий звук вдруг приобретает эхо с металлическим оттенком. Обычно он хорошо заметен в пустых помещениях со стенами из хорошо отражающего материала, например, бетона, камня, кафеля, толстого стекла. Звук как бы мечется между параллельными плоскостями. Чтобы избежать флаттера, нужно использовать звукопоглощающие материалы или нарушать параллельность стен. Еще одна проблема акустики помещений — резонанс. Это когда при слабом воздействии звук многократно усиливается. Противоположное акустическое качество помещения — затухание звука. Акустические свойства помещения складываются из формы помещения и отделки. В помещении должна быть возможность не только поглощения отражения, но и рассеяния звука. Задача рассеяния успешно решается в помещениях с колоннами, портиками, в бревенчатой избе. Цилиндрическая поверхность обладает способностью волнореза, в таких помещениях никогда не будет флаттера.

Кроме самого звучания помещения важной также является проблема шумоизоляции. Шумы бывают трех видов:

- воздушные — образуют звуки голоса, телевизора, музыки, лая собак;
- ударные шумы, возникающие при ударе одного предмета об другой: например, хлопанье дверью или падение стула;
- шумы, которые распространяются по элементам конструкций.

Цель звукоизоляции заключается в том, чтобы защитить помещение от чужих звуков и не выпустить свои.

Избавиться от шумов, передающихся через конструкции, помогут плавающие полы, потолки и стены с упругой, а не жесткой связью элементов базовой структуры. Нарушение параллельности стен и создание ломаных линий потолков, использование лепнины, фигурных потолков, срезание углов помещения (сглаживание), способствует рассеиванию звука. Важно также, чтобы в мебели не было пустых ящиков, и беспорядок на полках с точки зрения психоакустики лучше, чем порядок. Шум с улицы можно заглушить с помощью стеклопакетов, и, конечно, не следует забывать о плотных шторах.

4. Ароматы

У каждого из нас есть в памяти момент встречи с детством. Вы идете по улице, и вдруг какой-то запах неожиданно пробуждает в вас воспоминания. Или вы приезжаете в родные места, где давно не были, и неповторимый аромат, четко связанный с определенным эмоциональным состоянием, окутывает ваше сознание, возвращая вас в прошлое.

Запахи тесно связаны с эмоциями. Запахи воздействуют на наши эмоции, возбудимость нервной системы, работу внутренних органов, на мозговые процессы. Неприязнь или дружелюбное отношение к человеку могут быть связаны с его запахами, причем очень трудно преодолеть такую неприязнь, так как правильная атрибуция эмоции в данном случае практически невозможна.

В настоящее время в основном рассматриваются две теории восприятия запахов.

1. Теория Монкриффа-Эймура предполагает, что есть рецепторы, реагирующие на первичные запахи, причем рецепторы распознают не химический состав молекулы, а ее форму. На основе анализа частоты встречаемости выделено семь первичных запахов: камфорный, едкий, эфирный, цветочный, мятный, мускусный, гнилостный. Смешивание первичных запахов дает сложные запахи.
2. Согласно второй вибрационной теории Дисона-Райта, обонятельные рецепторы воспринимают частоту колебаний молекул, то есть колебания молекул пахучего вещества меняют колебания обонятельного эпителия.

В домашней среде, как правило, используются запахи, влияющие на общий эмоциональный фон и имеющие оздоровительный эффект. Снимают депрессию запахи лимона, свежескошенного сена, ванили, розы, лаванды, герани, ландыша, фиалок и жасмина. Успокаивающе действуют ароматы мяты, бергамота, ромашки, шалфея, чеснока, базилика, чабреца. Чабрец также хорошо снимает страх и помогает при бессоннице. Запахи, способствующие снятию стресса, — пихта, лаванда, базилик, бергамот. Способность к концентрации внимания усиливают базилик, розмарин, шалфей, лимон, можжевельник, мята. Можжевельник и роза повышают самооценку. К использованию запахов в доме следует подходить индивидуально.

5. Материал

С точки зрения психологии, восприятие материала начинается с восприятия поверхности. Причем тактильные ощущения возникают не только при непосредственном соприкосновении с поверхностью, но и благодаря ассоциативным свойствам мозга при зрительном восприятии. Благоприятно в доме воспринимаются фактурные поверхности: тканевые поверхности (гобелен, холст, лен, шелк), натуральное дерево, бамбуковые палочки, изделия из тростника и плетенка из лозы. Это естественные материалы с хорошими звукопоглощающими свойствами и приятными запахами.

Камень создает чувство устойчивости, вечности, изолированности, холодности. Обилие камня может подавлять и отталкивать. Стекло привлекает своей прозрачностью, соединяя внешнее и внутреннее пространство, оно делает доступным то, что скрыто, как бы приоткрывая завесу над тайной. Выбор стекла связан с желанием быть открытым, в то же время его хрупкость вызывает тревогу. Дерево воспринимается как теплый материал, с ним связано ощущение доверия. Оно напоминает нам о наших корнях, домашнем очаге и является источником природной силы. Кирпич — материал, заменивший камень, специально созданный для строительства, дает ощущение защиты. Кожа и мех — несут в себе сексуальные ассоциации.

При выборе материала для строительства жилища следует учитывать не только психологическое и эстетическое впечатление, но и экологическое качество. Искусственно созданные или редко встречающиеся в природе материалы часто вредны. Они могут давать вредный запах (синтетические краски, виниловые плитки, пластмассы), накапливать статическое электрическое поле (пластиковые поверхности), не пропускать воздух, искажать естественный магнитный фон, отклонять и усиливать электромагнитные волны (железобетонные конструкции, металл). Все это оказывает неблагоприятное воздействие на дыхательную, кровяную и иммунную системы человека, а также нервную деятельность. Ряд материалов, до недавнего времени широко использующихся в строительстве, признаны канцерогенными и экологически вредными, например, асбест или каучук.

6. Свет

В 1666 году Исаак Ньютон сделал открытие, доказав, что белый солнечный свет, который мы воспринимаем как однотонный на самом деле состоит из семи основных цветов. Спектр цветов обычной электрической лампочки накаливания приближается к солнечному. Однако довольно долго человечество освещало свои помещения с помощью огня свечей, масляных ламп и очага, спектр которого смещен в сторону красного цвета.

Когда речь идет об освещении, можно рассматривать следующие факторы:

- спектр самого источника света;
- поглощающие особенности и цвет освещаемой поверхности;
- характер пространства, создаваемый источником света;
- функциональное назначение пространства.

Эффект от освещения будет зависеть не только от спектра источника, но и от цветовой гаммы интерьера. Холодный голубой свет превращает бежевый гарнитур в невзрачный, а желтый свет может изменить голубой цвет интерьера в серый. Оттенок света добавляет свои спектральные характеристики к цветовой гамме интерьера, и такое смешение цветов не всегда удачно.

Традиционно ранее мы привыкли к висящей посреди комнаты люстре. Освещая центр комнаты, наша люстра игнорирует остальное пространство. В современном дизайне открыли новые возможности освещения: рассеянный верхний свет, создающий впечатление купольного пространства, боковой свет, увеличивающий размеры помещения, стирающий его границы, нижняя подсветка пола вызывает ощущение легкости. Торшеры и лампы с абажурами, выхватывая из полумрака фрагменты пространства, создают неожиданные композиционные решения. Такие характеристики светового освещения, как рассеянный свет, направленный свет, цвет, месторасположение источника света, его яркость — вот те основные параметры, с которыми можно работать в современном дизайне жилища.

Выбор цвета светильника зависит от функции помещения. Для интеллектуальной работы подходит зеленый цвет. Тепло и уют кухни можно поддержать оранжевым светильником. Желтоватый свет в гостиной будет располагать к общению, розовато-фиолетовый к философской беседе, а естественный огонь камина создаст настроение для романтической встречи.

Можно также рассмотреть естественные источники света. Размеры, форма, направление по стороне света — все это динамично влияет на внутреннее пространство. Молочный свет с утра постепенно меняется на ярко-желтый днем и на сиреневато-фиолетовый вечером. Времена года и погода вносят свои оттенки в эту гамму.


Источник: http://www.elitarium.ru/
Категория: ЦДО "Элитариум" | Добавил: Admin (26.04.2013) | Автор: Bлaдлeн Eлeнcкий
Просмотров: 881 | Теги: эмоциональный интеллект, влияние на эмоции, руководитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Логин:
Пароль:



Меню сайта

Рассылка

Важное

Категории раздела


EQ-rating.ru - эмоциональный интеллект для бизнеса © 2008-2014